15 октября 2018 - 7:49, История

Часть 16. Строительство жилья для рабочих завода собственными усилиями 

Работники паровозоремонтного завода проживали в собственных домах, а также на квартирах, принадлежащих Гайворонскому отделу железной дороги. Таких квартир насчитывалось 24.

В 1939 г. завод приобрел первое жилое общежитие под соломенной крышей по ул. Свободы (бывш. ул. К. Маркса), 19. Его перестроили, заменили крышу. Здесь разместили три квартиры, которые предоставили семьям паровозоремонтников.

После освобождения в 1944 году Гайворона от немецко-фашистских захватчиков, оказалось, что жилой фонд железнодорожного узла частично был разрушен или переоборудован в конюшни и казармы.

Возникла необходимость в строительстве жилья. Для этого завод  имел в распоряжении бутовый камень, шлак, известь и глину. Начали самостоятельно изготавливать шлакобетон на глиняном растворе. Его засыпали в опалубку стен и трамбовали, через три дня работу продолжали. И через 15 дней стены дома были завершены.

Глинобетонный шлак имел свои преимущества: дешевый материал (отходы производства), не нужно было нанимать высококвалифицированных каменщиков, хорошее теплосбережение стен. По такому методу в 1945-1949 гг. только по ул. Стуса (быв. ул. Кирова) было построено 6 жилых домов (27 квартир) и одно общежитие на 25 человек.

Строительство жилья осуществлялось работниками всех основных цехов. Котлованы копали вручную на субботниках. Для этого привлекали служащих и инженерно-технических работников.

В 1951 г.был заложен фундамент под двухэтажный 12-квартирный жилой дом по ул. Великого Кобзаря (бывш. ул. Воровского), 19. Он был сдан в эксплуатацию в 1952 году.  Дом был подключен к центральному отоплению, канализации, а также электрифицирован и радиофицирован.

С 1952 до 1956 гг. средства на жилищное строительство завода не выделялись из государственного бюджета, хотя очередь на квартирный учет увеличивалась. Лишь впоследствии финансирование на строительство квартир возобновилось, и к существующим домам начали делать пристройки.

Для строителей было приобретено заводом бетоносмеситель, микроавтобус, три подъемных механизма и другое оборудование. Было построено помещение под строительный цех, сушильная камера, кладовые и навесы.

Значительная помощь предоставлялась индивидуальным застройщикам. В частности, только в 1957 г. им было выдано 120 публичных метров лесоматериалов, а также значительная часть цемента, кирпича, изготовлено 150 дверей и 130 окон. Всего помощь застройщикам была оказано более чем на 120 тыс. рублей.

Учитывая потребности работников, завод с 1958 по 1972 гг. построил жилья общей площадью 4385 квадратных метров. В частности, по ул. Подольский в Гайвороне построен 10 двух и 4-квартирных домов за счет фонда предприятия. В 1959 г. возведен двухэтажный дом на 12 квартир по ул. Железнодорожной, 1. Многоквартирные сооружения были возведены также на улицах Степной, Великого Кобзаря. На начало 1973 г. завод имел в своей собственности 24 жилых дома, а это 186 квартир, с полезной площадью 6986 квадратных метров.

Позже были проведены значительные объемы работ по благоустройству жилого фонда и по его газификации. 5 домов оборудованы центральным отоплением, водопроводом и канализацией… (продолжение следует)

 

10
Июл

ЧАО «ГТРЗ» осваивает новое направление

ЧАО «ГТРЗ» проводит ремонтно- восстановительные работы кузовов вагонов

3
Июл

Приступили к выполнению очередного КР2

ЧАО «ГТРЗ» приступило к капитальному ремонту тепловоза ТГМ4

24
Июн

Капитальный ремонт ТГМ-4Б

ЧАО «ГТРЗ» приступило к капитальному ремонту  тепловоза ТГМ-4Б