Тепловозы серии ТЭМ7

ТЭМ7 — маневровый тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, с осевой формулой 20+20−20+20. До недавнего времени самый мощный маневровый тепловоз, эксплуатирующийся на железных дорогах стран постсоветского пространства.

В 1973 году на Людиновском тепловозостроительном заводе был разработан проект маневрового восьмиосного однокузовного тепловоза с дизелем мощностью 2000 л.с. Тепловоз предназначался для вывозной и маневровой работы на станциях с составами, вес которых требует локомотивов с тяговым усилием на 40-50 % выше, чем у шестиосных маневровых тепловозов, таких как ТЭМ1 и ТЭМ2.

В 1975 году завод изготовил первые два тепловоза серии ТЭМ7.

На ТЭМ7, впервые на маневровых тепловозах, использована электрическая передача переменно-постоянного тока.

На тепловозе уложен балласт в виде чугунных плит общей массой 25 т, из которых 12 т съёмные; следовательно, возможно снижение нагрузки от колёсной пары на рельсы с соответствующими изменениями номинальных значений силы тяги длительного режима и скорости.

После 1975 года Людиновский тепловозостроительный завод продолжал изготовление тепловозов ТЭМ7 по нескольку единиц в год. В период 1977 — 1980 гг. был проведён комплекс исследований и поездных испытаний тепловозов ТЭМ7, которые позволили несколько улучшить конструкцию экипажной части. Основные эксплуатационные испытания тепловозов проводились на Свердловской железной дороге.В мае 1980 года Людиновский завод начал выпуск установочной партии тепловозов ТЭМ7 и продолжал их серийное производство до 1989 года. Выпуск модифицированных тепловозов ТЭМ7А продолжается с 1988 года.

 

Модификации

 ТЭМ7А

Данная модификация тепловоза выпускается Людиновским заводом с 1988 года по настоящее время. По данным на июль 2018 года выпущено 552 тепловоза этой серии. С 2008 года выпускается основательно модернизированный вариант ТЭМ7А, который, тем не менее, не получил отдельной литеры в названии серии и отдельного диапазона заводских номеров. Условно считается, что модернизированные ТЭМ7А выпуска после 2008 года имеют номера начиная с 0300.

Отличия ТЭМ7А (до 2008 г.в.) от ТЭМ7:

Некоторые усовершенствования в электрической схеме цепей управления.

Наполнение тормозных цилиндров сжатым воздухом производится через два реле давления — своё для каждой четырехосной тележки. На практике это означает более быстрое срабатывание и отпуск тормозов локомотива.

Модифицированная автосцепка СА-3мл, соединённая с поглощающим аппаратом через цилиндрический клин — автосцепное устройство стало более надёжным (на ТЭМ7 обычный клин автосцепки, с прямоугольным сечением).

Укороченный блок фильтров центральной вентиляционной установки.

Водомасляные теплообменники дизеля расположены в промежутке между дизелем и холодильником (на ТЭМ7 они расположены на поддизельной раме, слева и справа по дизелю).

Синхронный возбудитель и стартер-генератор расположены над главным генератором, и получают привод от 69-й группы дизеля — так же, как это реализовано на 2ТЭ116 (На ТЭМ7 синхронный возбудитель и стартер-генератор расположены в промежутке между дизелем и холодильником, и получают привод через отдельный редуктор, соединенный дополнительным карданным валом с коленчатым валом дизеля. Также от этого редуктора производится отбор мощности на привод вентилятора холодильника).

Слабым местом ТЭМ7 является именно дополнительный карданный вал привода редуктора синхронного возбудителя и стартер-генератора — болтовые крепления карданного вала расслабляются от вибрации, и будучи не затянутыми, расшатываются, изнашиваются и отрываются полностью.

В кривых участках при соединении с вагоном ломаются автосцепкой концевые краны, гнутся кронштейны подвески концевых рукавов.

Отличия модернизированного ТЭМ7А после 2008 года выпуска от ТЭМ7А до 2008 г.в.:

Полностью переработанные электрические схемы цепей управления: оборудован микропроцессорной системой контроля, управления и диагностики (МСКУД).

Электрический реостатный тормоз, работающий до полной остановки локомотива.

Усиленная рама тепловоза.

Измененный интерьер кабины: новые пульты управления, увеличенный полезный объем помещения кабины (за счет того, что были убраны шкафы для вещей — теперь они утоплены в стены кабины).

Система кондиционирования, вентиляции и отопления кабины.

ТЭМ7М

Как минимум один из ранних тепловозов серии ТЭМ7 (№ 003) переделан с целью переноса пульта управления так, чтобы соответствовать более поздним модификациям данной серии. Некоторое количество ТЭМ7А было куплено в 1992 году американской фирмой для работы в порту Хьюстона, но тепловозы не прошли сертификацию США. В результате часть из них вернулась в Россию, а часть осталась в США. Они имели номера 1001—1011. От базовой модели отличались «американским» расположением пульта управления — в сторону малого капота, и высотой кабины — на уровне длинного капота. Некоторые машины, вернувшиеся в Россию, были куплены крупными фирмами: «Лукойл», «ГазПромТранс», «НоваТЭК», «В-Сибпромтранс» и др. «Американскому» диапазону номеров 1001—1011 соответствует «российский» 0210-0220.