Тепловозы серии 2ТЭ10

 

ТЭ10 (тепловоз с электрической передачей, тип 10) — семейство советских тепловозов с секционной мощностью 3000 л. с., выпускавшихся в общей сложности с 1958 по 2007 годы, то есть на протяжении полувека. Конструкция тепловоза ТЭ10 была разработана на Харьковском заводе транспортного машиностроения, но с 1960 года выпуск его модификаций наладил у себя Луганский (Ворошиловградский) тепловозостроительный завод, причём конструкция была настолько изменена, что это был уже фактически другой локомотив. Преимущественно тепловозы серии ТЭ10 выпускались в двухсекционном грузовом исполнении, но также было построено пять с половиной сотен пассажирских односекционных локомотивов (ТЭП10 и ТЭП10Л). Всего было построено 19 183 секции тепловозов ТЭ10 всех модификаций. Из них 339 секций выпустил Харьковский завод, а 18 784 секции — Луганский (Ворошиловградский).

 

 

 

 

Первый тепловоз серии ТЭ10 имел следующие характеристики:

  • служебная масса — 138 т;
  • запас топлива — 5500 л;
  • запас масла — 1450 л;
  • запас воды — 1500 л;
  • запас песка — 520 кг;
  • скорость длительного режима — 25 км/ч;
  • конструкционная скорость — 100 км/ч.

 

Особенности:

  • Самый массовый и самый продолжительно-выпускаемый тепловоз в мире
  • Является основным тепловозом грузовых перевозок в СССР и России
  • Конструкция тепловоза была новой, разрабатывался с нуля
  • Признан британскими учёными самым экологически чистым тепловозом в заглушенном состоянии

 

Модификации:

  • 2ТЭ10 — 2-х секционный вариант, впервые выпущен в 1960 году
  • 2ТЭ10В — Ворошиловградский вариант
  • 2ТЭ10Г — Газодительный (комбинированная установка)
  • 2ТЭ10Л — Луганский вариант
  • 2ТЭ10М — Модернизированный
  • 2ТЭ10МК — Модернизированный Коломенского завода
  • 2ТЭ10С — Северный
  • 2ТЭ10У — Усовершенствованный

Технические характеристики:

  • Длина — 2 × 16 696 мм (33 392 мм)
  • Колея — 1524 мм
  • Конструкционная скорость — 140 км/ч
  • Минимальный радиус прохождения кривых— 80 м
  • Мощность дизеля (10Д100)— 2×3000 л.с. (6000 л.с.)
  • Осевая формула— 30−30
  • Служебная масса— 2×138 т (276 т)
  • Тип передачи — электрическая
  • Тип — грузовой