20 августа 2018 - 10:23, История

Часть 8. Второе возрождение предприятия после освобождения Гайворона

В Гайвороне наступили мирные дни. По приказу Министерства путей сообщения с Алатырского ПРЗ начали направляться в Гайворон эвакуированные работники для восстановления завода. Начиналось второе возрождение предприятия.

Что же оставила после себя оккупационная власть, которая хозяйничала на заводе в период 1941-1944 гг. В результате военных действий кровли цехов были повреждены и пришли в негодность. Стекла почти во всех окнах были выбиты. Ворота и двери в производственных помещениях были повреждены и требовали замены. Помещение ремонтно-строительного цеха было разрушено от прямого попадания авиабомбы. Оборудования, которое не успели вывезти немецко-фашистских захватчики, осталось немного.

И все же работы постепенно начались. Были приглашены на завод бывшие рабочие, а некоторые и сами пришли и предложили свои услуги. Сначала отремонтировали электродвигатель, мощностью 50 лошадиных сил, а также установили станки — три токарных и по одному фрезерный, строгальный и долбежный. Силами коллектива восстанавливали железнодорожные пути, расчищали свалки. В цехах собирали разбитое стекло, а окна забивали фанерой, досками. Крыши «латали» смоченной в масле мешковиной или же ветошью.

На завод поступала и военная техника, которую весной 1944 года здесь чинили. А к 1 мая того же года заводчане выпустили из ремонта первый паровоз.

Из-за отсутствия на заводе кислорода в баллонах, не представлялось возможным применить аргонную сварку и резку металла. Это, в свою очередь, затрудняло процесс восстановления паровозов. Тогда заводчане воспользовались информацией бывших партизан, которые сообщили, что в Кишевом лесу была разбита народными мстителями немецкая техническая часть. Когда поехали туда и осмотрели место, обнаружили кислородные баллоны, электроды и другие необходимые для ремонта материалы. Их доставляли из леса на завод подводой. Одновременно рабочие приносили из дома инструменты и материалы, которые они спрятали у себя, когда отступали немцы.

Так, используя внутренние резервы, вводили в действие оборудование и увеличивали объемы ремонтных работ. Одновременно с увеличением количества работающих оказывалась техническая помощь паровозному и вагонному депо, дистанции пути и другим предприятиям… (продолжение следует)

 

10
Июл

ЧАО «ГТРЗ» осваивает новое направление

ЧАО «ГТРЗ» проводит ремонтно- восстановительные работы кузовов вагонов

3
Июл

Приступили к выполнению очередного КР2

ЧАО «ГТРЗ» приступило к капитальному ремонту тепловоза ТГМ4

24
Июн

Капитальный ремонт ТГМ-4Б

ЧАО «ГТРЗ» приступило к капитальному ремонту  тепловоза ТГМ-4Б