6 августа 2018 - 10:30, История

Часть 7. Эвакуация завода и работа железнодорожников в 1941 — 1944 годах

В 1940 году коллектив нашего завода отремонтировал 80 паровозов. Тогда на предприятии трудились 300 рабочих, 40 инженерно-технических работников и 30 служащих. Повышался профессиональный и квалификационный уровень заводчан. Накапливался опыт ремонта паровозов, увеличивалось количество чертежей для поездов.

Нападение фашистской Германии нарушило продуктивную работу коллектива завода и всю жизнь Гайворона. Часть молодежи была мобилизована на фронт. Предприятие работало и ночью при полной темноте. А 9 июля 1941 года началась эвакуация всего имущества завода. Демонтировалось и грузилось в вагоны оборудование. Отправлялись железнодорожными составами паровозы, как и отремонтированные, так и те, что ожидали завершения ремонта, а также различные материалы, запчасти, инвентарь, архивные материалы. Все это отправлялось в глубокий тыл — в г. Алатырь Чувашской АССР на местный паровозоремонтный завод. 12 июля эвакуация была завершена. Большинство заводчан вместе со своими семьями отправились в Алатырь. А 29 июля 1941 года Гайворон после неравных оборонительных боев был занят немецкими войсками.

После отступления советских войск узкоколейка оставалась разрушенной. Восстанавливать ее начали немецкие тыловые военные части. Эта работа велась очень медленно. Только в марте 1942 года с ГПРЗ выехал первый отремонтированный паровоз. Так как много оборудования было вывезено в  Алатырь, оккупационная власть ввозила его из разных европейских стран. Сюда завезли даже локомобиль.

Для проведения ремонтных работ немцы мобилизовали 700 человек. Большинство саботировали указания представителей немецких властей. Когда советские войска успешно провели Корсунь — Шевченковскую операцию, гитлеровцы начали эвакуацию заводского имущества. Все оборудование было демонтировано и вывезено. Эту работу выполняли только немцы, без участия работников завода. И только когда зимой 1944 года на фронте наступило временное затишье, оккупанты часть оборудования вернули на завод и установили его. Предприятие снова заработало.

Когда в марте 1944 года началась Уманско-Ботошанская операция, немецкие захватчики вновь начали грузить на железнодорожные платформы оборудование завода. Но вывезти его они уже не смогли. Пути отступления по железной дороге были отрезаны советскими войсками. Напуганные стремительным наступлением, немцы не успели даже подорвать завод, а также локомотивное и вагонное депо, как планировали. А 12 марта 1944 года Гайворон был освобожден от немецко-фашистских захватчиков… (продолжение следует)

10
Июл

ЧАО «ГТРЗ» осваивает новое направление

ЧАО «ГТРЗ» проводит ремонтно- восстановительные работы кузовов вагонов

3
Июл

Приступили к выполнению очередного КР2

ЧАО «ГТРЗ» приступило к капитальному ремонту тепловоза ТГМ4

24
Июн

Капитальный ремонт ТГМ-4Б

ЧАО «ГТРЗ» приступило к капитальному ремонту  тепловоза ТГМ-4Б