Часть 3. 1918 год. Забастовки и аресты работников железнодорожных мастерских
В мае 1918 года австрийские войска оккупировали Гайворон. Они запретили деятельность ревкома и профсоюзной организации железнодорожного узла. Начались аресты членов ревкома и тех, кто сочувствовал большевикам. Оккупационная власть предложила работникам железнодорожных мастерских выходить на работу, но те отказались и поддержали бастующих Юго-Западной железной дороги. Рабочие выдвинули следующие требования: выплатить задолженность за полгода по заработной плате, установить 8-часовой рабочий день, обеспечить свободу собраний и др.
20 июля 1918 года рабочие мастерских собрались у механического цеха, где выдвинули свои требования для новых хозяев. Забастовщиков окружил отряд австрийской охраны. Комендант отряда Янечик обратился к присутствующим с требованием приостановить забастовку и приступить к ремонту паровозов. Рабочие отказались и заявили, что только тогда начнут работать, когда будут выполнены выдвинутые ими требования. После этого они разошлись по домам.
На следующий день были арестованы председатель стачкома Москвин и его секретарь Саенко. У комендатуры собрались рабочие, потребовали от оккупантов освободить заключенных из-под стражи. Под давлением пролетариев австрийское командование вынуждено было освободить руководителей забастовочного комитета. Забастовка продолжалась, но 1 августа она приостановилась.
В конце октября железнодорожники организовали вооруженный отряд и выгнали врагов из Гайворона.
Наступил период безвластия. Как вспоминали старожилы, на Прибужье действовали повстанческие отряды атаманов Волынца, Левченко, Зеленого, Махно, Маруси, Хмары, Заболотного и др. Продолжалась гражданская война… (продолжение следует)