Тепловозы серии ТЭМ18

Тепловоз ТЭМ18 выпускается Брянским машиностроительным заводом с 1992 года. Тепловоз предназначен для маневровой, вывозной и лёгкой магистральной работы на железных дорогах и промышленных предприятиях.

БМЗ строит тепловозы данной серии в исполнении для колеи от 1435 до 1676 мм, для умеренного и тропического климата.

На тепловозе установлен четырёхтактный дизель 1ПД-1А.

Тепловоз оборудован:

  • устройствами управления по системе двух единиц
  • устройствами системы управления одним лицом
  • установкой искрогасителя на выхлопе дизеля и экранным глушителем шума на всасывании воздуха в дизель
  • подогревом наддувочного воздуха дизеля
  • второй ступенью очистки воздуха, поступающего в дизель

В различных вариантах локомотивы данной серии поставлялись и поставляются в Казахстан (10 единиц в 2006 году), Польшу и Гвинею (2 тепловоза в 2006 году — в тропическом исполнении, с соответствующей модификацией дизеля, влагостойкой краской и специальными кабелями). Ещё один тепловоз (ТЭМ18KZ-0001) был изготовлен при участии БМЗ на новом совместном российско-казахстанском предприятии «Казахстанский локомотив» в Павлодаре в 2006 г.

Успешно эксплуатируются тепловозы ТЭМ18 и в нашей стране. В частности ОАО «РЖД» после 10-летнего перерыва, в 2004 году, вновь стало закупать маневровые тепловозы (ТЭМ18Д).

В декабре 2004 года БМЗ получил сертификат, удостоверяющий соответствие нормам безопасности односекционных маневровых тепловозов типа ТЭМ18.

В связи с планируемым завершением производства тепловозов серии ТЭМ18 завод переходит на выпуск маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ. Продление сертификата соответствия ССФЖТ для тепловоза ТЭМ18 на 2011 год не планируется.

 

Модификации

ТЭМ18Д и ТЭМ18ДМ

Тепловозы данной серии оборудованы более совершенным и экономичным дизелем 1ПД-4Д, комплексной локомотивной системой безопасности «КЛУБ-У», электрическим тормозом, телемеханической системой контроля бдительности машиниста ТСКБМ и другими усовершенствованиями и дополнениями. Улучшена шумо- и теплоизоляция кабины машиниста.

Тепловоз серии ТЭМ18ДМ предназначен районов с умеренным климатом при температуре окружающей среды от минус 50 ºС до плюс 40 ºС.

ТЭМ18Т

Модификация тепловоза, оборудованная электрическим тормозом.

ТЭМ18А

Модификация для работы как на колее 1435 мм, так и на колее 1520 мм.

ТЭМ18Г

Модификация, работающая на сжатом природном газе с добавлением запальной порции дизельного топлива или на дизельном топливе. Выпускался в 1997, 1998 году. Выпущено всего 2 экземпляра. Первый приписан к депо ТЧЭ-5 Cвердловск-Сортировочный Свердловской железной дороги и второй приписан к депо ТЧЭ-2 Лихоборы-Окружные Московской железной дороги.

ТЭМ18ЭГ

Тропическое исполнение ТЭМ18, предназначенное для поставки в Гвинею.Выпускался в 2006 году. Выпущено всего 2 экземпляра. Место нахождения неизвестно.

ТЭМ18В

Новая модификация тепловоза ТЭМ18 с дизелем от Wärtsilä (W6L20LA мощностью 882 кВт).

ТЭМ18УТ

Модификация, оборудованная унифицированной микропроцессорной системой управления электропередачей — УСТА и электрическим остановочным тормозом.

Применение системы УСТА позволяет повысить надёжность работы дизель-генератора, увеличить пробег между техническими обслуживаниями, улучшить тяговые свойства тепловоза, увеличить срок эксплуатации колёсных пар, снизить расход песка, сократить износ тормозных колодок, снизить расход горюче-смазочных материалов.