Тепловозы серии М62

Тепловоз строился на Луганском тепловозостроительном заводе и поначалу поставлялся только в социалистические страны. В Польше он получил индекс ST44, в ГДР сначала V 200, потом BR 120, затем BR 220 (смена единой классификации), в ЧССР Т679.1 — потом изменили на 781, в КНДР — К62, на Кубе — 61.6. Тепловоз также поставлялся в МНР в двухсекционной модификации под индексом 2М62М. В новой машине многое было заимствовано из конструкции тепловозов ТЭ10 (тележка, схема электропередачи, схема приводы вспомогательных агрегатов). Благодаря удачной компоновке и некоторым другим конструктивным особенностям машинисты оказались очень довольны этим тепловозом. Из недостатков, выявившихся в ходе эксплуатации, можно выделить малую ёмкость топливного бака — 3800 л. Этот недостаток, естественно, перекочевал на 2М62, только в версии У топливный бак стал больше — 7300л.

С 1970 года тепловозы этой серии (с номера 1003) стали строиться для эксплуатации на железных дорогах колеи 1520 мм Советского Союза. Часть локомотивов, построенных для Советских ЖД, предназначались для эксплуатации на колее 1435 мм в приграничных районах. Всего построена 721 машина.

 

Модификации

2М62 — двухсекционный вариант М62, 1976 год, пришёл на замену устаревшим ТЭ3. В ходе выпуска в конструкцию вносились изменения, в частности с 751-го номера изготавливался с блочными буферными фонарями. Выпущен в количестве 1261 тепловоза.

2М62У — двухсекционный 1987 год, с бесчелюстными тележками, увеличенной ёмкостью топливного бака и блочными буферными фонарями (выпущено 393 машины, не включая экспорт).

3М62У — трёхсекционный 1986 год, с бесчелюстными тележками и блочными буферными фонарями (выпущено 104 штуки). Часто (особенно после капремонтов) работают только в две секции.

ДМ62 — односекционный, 1982—1994 гг. Использовался в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РВСН «Молодец»; каждый из поездов БЖРК оснащался 3 тепловозами. Отличается от «базового» М62 рядом изменений, призванных повысить надежность и «живучесть» тепловоза, некоторые из них позже были использованы при создании 2М62У. Внешне можно отличить от обычного М62 по бесчелюстным тележкам, блочным буферным фонарям, панелям секционирования, связи и управления (ПССУ — «коробки» под лобовой номерной табличкой), регулируемому путеочистителю. На номерной табличке литера Д не ставилась (если ставится сейчас, то это местная самодеятельность). Всего было построено 154 машины. После расформирования БЖРК все тепловозы были переданы на ЖД общего пользования и в промышленность для обычной работы.

М62УП — фактически односекционный вариант 3М62У. Используется только в промышленности (в основном на Украине). Выпущено 40 штук.

3М62П — трёхсекционный, 1988 год. Тепловоз для вывоза ракеты-носителя на стартовую площадку космодрома Байконур. Изначально были трехсекционными, но третьи секции с самого начала не использовались и были списаны. В общей сложности их было выпущено три, как ранее три ТЭ3П, причём номер 0003 (уже после развала СССР) был переделан в обычный 2М62У с присвоением номера «0394», и остался на Украине. Номера 0001 и 0002 долго не использовались, частично демонтированы и в 2012 году выставлены на продажу.

2М62М — двухсекционный для Улан-Баторской железной дороги. Приспособлены для полупустынных условий Монголии и имеют изменённую конструкцию очистки воздуха, подаваемого в дизели, от песка и пыли. Всего было построено 60 тепловозов 2М62М.

Модернизации

Тепловозы семейства М62, исчерпавшие моторесурс ДГУ, модернизируются. В большинстве случаев двухтактный дизель 14Д40 заменяется на четырёхтактный 2Д49 (мощностью 2000 л. с.). Такие тепловозы легко распознать по воздушному фильтру, выступающему «поперечным горбом» на крыше. Иногда они получают новую серию: М62К (в Литве), 2М62К (Россия и Белоруссия, Литва), 2М62УК (Россия и Белоруссия), 2М62УР (Латвия).

В Венгрии, Латвии и Литве некоторые тепловозы при капитальном ремонте (КР) и модернизации получили дизели «Caterpillar», более мощные, чем стоявшие ранее 14Д40. Таким тепловозам присвоены новые серии 2М62УС и 2М62УМ (Латвия) или 2М62М (Литва).

В Северной Корее часть тепловозов серии М62 была переделана в электровозы. Также в Азербайджане 2М62У-0168 был переделан в электровоз с использованием электрооборудования от электровозов серии ВЛ8М. В 2017 году компания VIS Systems по заказу Rail Polska модернизировала секцию тепловоза 2М62У-1006 в электровоз 207E-001.

Технические данные

Мощность дизеля локомотива: 2000 л. с.

Конструкционная скорость: 100 км/ч

Дизель: 14Д40 (после капитального ремонта обычно ставится дизель 2Д49)

Масса (одной секции): 116 т, (120 т у 2М62, 126 т у 2М62У)

Нагрузка на ось: 19,3 т (20 т у 2М62, 21 т у 2М62У)

Сила тяги (М62) в часовом режиме (15 км/ч): 245 кН

Максимальная сила тяги (ДМ62) в длительном режиме (20.9 км/ч): 191 кН

Сила тяги (2М62) в расчетном режиме (20,9 км/ч): 2×196 кН