Часть 4. Восстановление работы железнодорожных мастерских после гражданской войны
Осенью 1919 года Гайворон, Струньков и Ташлык заняли белокозачьи части генерала Деникина, которые впоследствии оставили эти города под натиском большевиков. В мае 1920 года была установлена советская власть. На железнодорожном узле создали политотдел. Профсоюзный комитет во главе с Метельским активизировал свою деятельность.
Противодействовал повстанческим отрядам 24-й Рославский батальон, посланный на ст. Гайворон большевистской властью. Для ликвидации остатков различных бандформирований и вооруженных отрядов рабочими железнодорожных мастерских был оборудован бронепоезд. В его составе — паровоз и два полувагона. Они были «обшиты» листовым металлом, для прицельного огня сделали бойницы, вставили пулеметы. Этот бронепоезд курсировал по всей узкоколейке. Командиром был Меркурьев, комиссаром — Михайлов, начальником штаба Тризна. Кстати, Петр Тризна длительный период работал в железнодорожных мастерских: табельщиком, мастером, начальником отдела материально-технического снабжения.
Начали восстанавливать свою работу железнодорожные мастерские. В цеха возвращались рабочие, собственными усилиями изготавливали инструменты и приступали к ремонту паровозов.
После изнурительных лет гражданской войны был брошен призыв на восстановление национализированного хозяйства. Начали с проведения субботников, во время которых восстанавливали производственные сооружения, железнодорожные пути, чинили оборудование, занимались благоустройством цехов и территорий. Люди работали с энтузиазмом, с верой в лучшее будущее. Начальником мастерских был назначен Поленский.
В первую очередь начали ремонтировать паровозы и вагоны. И к 1 мая 1923 года было отремонтировано 2 паровоза во внерабочее время. Это был подарок рабочих Гайворонских главных мастерских Родине. По поводу этого на железнодорожной станции Гайворон состоялся митинг. На него собрались все труженики железнодорожного узла и члены их семей. С большой радостью наблюдали присутствующие, как через построенную арку под паровозные гудки медленно проехали два восстановленных паровоза. Политотдел узла признал коллектив главных мастерских лучшим производственным подразделением… (продолжение следует)